Вовремя не прошёл ТО – лишился гарантии?

Все без исключения автосалоны при продаже автомобилей включают в договоры купли-продажи новых авто пункт о том, что  гарантия на автомобиль сохраняется только при условии обязательного и своевременного прохождения планового технического обслуживания.

Если в период действия гарантийного срока на автомобиль произошёл гарантийный случай – обнаружился дефект, причиной которого явился заводской брак, то автосалон не в праве отказать покупателю в требованиях, предусмотренных Законом о защите прав потребителей.

Итак, при обнаружении недостатков проданного товара (автомобиля), которые вскрылись в период гарантии, покупатель вправе требовать замены, соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, возврата уплаченной за товар суммы.

В отношении технически сложного товара, каковым является автомобиль, покупатель в случае обнаружения в нем недостатков вправе потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в случаях обнаружение существенного недостатка автомобиля или невозможности использования автомобиля в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Под существенными недостатками, согласно преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 года № 7 следует понимать неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, или другие подобные недостатки.

Зачастую автосалоны отказывают в требованиях, предусмотренных законом о защите прав потребителей на том основании, что автовладелец не прошёл вовремя плановое техническое обслуживание, ссылаясь на пункт в договоре, который позволяет автосалону отказать в гарантийном ремонте (либо иных законных требованиях покупателя). В этом случае важно помнить, что пункт ФЗ «О защите прав потребителей» в ст.16 предусматривает положение, согласно которому «Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг)» - то есть непрохождение ТО не связано с недостатками товара, вызванного заводским браком и поэтому продавец не в праве включать такой пункт в договор, а в случае если же это положение имеется, то оно недействительно «по умолчанию».

Таким образом, при обнаружении заводского брака автовладелец имеет полное право обратиться к продавцу с требованиями, предусмотренными ФЗ «О защите прав потребителей», не зависимо от того проходил ли собственник авто плановое техническое обслуживание или нет.