Мнение Общественной палаты УР по проблеме формирования здорового образа жизни

22.02.2012

Выступление председателя комиссии Общественной палаты УР по социальной политике В.В.Корякиной на общественных слушаниях «О формировании здорового образа жизни, усилении борьбы с пьянством, табакокурением и сокращении потребления алкогольной и табачной продукции в Удмуртской Республике», прошедших 21 февраля 2012 года в Государственном Совете УР.
***

Уважаемые участники Общественных слушаний!

Сегодня мы в очередной раз собрались обсудить ситуацию по одной из самых насущных проблем - проблеме формирования здорового образа жизни.

В Удмуртской Республике в области формирования здорового образа жизни действуют около пятнадцати республиканских целевых, ведомственных и муниципальных программ.

В том числе широко известные: «Формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы», «Молодежь Удмуртии» на 2009-2013 годы, «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы), «Республиканская целевая программа по усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений в Удмуртской Республике», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике», ведомственные программы «Мужское здоровье в Удмуртской Республике» и другие.



В республике наработан большой опыт по строительству современных спортивных объектов и проведению спортивных мероприятий республиканского и российского уровня.

Принят ряд законодательных мер по ограничению продажи алкогольных напитков, пива, табачных изделий детям и подросткам и другие.

Тем не менее, несмотря на введение ограничительных мер, на развитие спортивной инфраструктуры и известную аксиому - здоровый человек - хороший работник - остается крайне низкой мотивация и потребность в здоровом, физически активном образе жизни у жителей республики, особенно у городского населения, подростков и молодежи.

Процент роста негативных тенденций среди молодежи имеет ежегодную положительную динамику.

По данным Всемирной организации здравоохранения в России из 100 выпускников школ 2009 года до пенсионного возраста не доживут 40 человек.

Необходимо отметить, что Общественная палата Удмуртской Республики с начала работы первого созыва анализирует ежегодные доклады Роспотребнадзора, материалы социологических исследований, итоги реализации Республиканских целевых программ, эффективность изменений Российского и региональных законодательств, опыт российской и региональных Общественных палат, обращения общественных организаций и граждан, а также опыт других государств.

Начиная с 2009 года по проблемам, связанным с формированием здорового образа жизни, проведен ряд тематических круглых столов, в том числе:

- «О мерах по профилактике табакокурения в молодежной среде Удмуртии».

- «Роль государства и общества в усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом в Удмуртской Республике».

- «Проблемы занятости детей, подростков и молодежи Удмуртской Республики»

- «Проблемы развития физкультуры и массового спорт в Удмуртской Республике. Дворовый спорт - здоровая альтернатива пиву, сигаретам, беспризорничеству и наркотикам».

- Об эффективности реализации Закона Удмуртской Республики «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции» и других мер по сокращению потребления алкогольной продукции и формированию здорового образа жизни».

Резолюции круглых столов рассмотрены на заседаниях Общественной палаты и в виде Обращений с конкретными предложениями по путям изменения ситуации по обсуждаемым темам направлены в Правительство, Государственный Совет и в органы местного самоуправления республики.

К сожалению, большинство предложений Общественной палаты остаются не реализованными, некоторые из них в той или иной форме присутствовали в рекомендациях Общественных слушаний от 16 ноября 2010 года.

Из поступающих в Общественную палату обращений участников круглых столов следует, что, несмотря на ухудшающуюся ситуацию, принимаемые ограничительные меры и меры по изменению акцизной политики по алкогольной и табачной продукции носят декларативный характер, так как они годами обсуждаются и принимаются, как правило, в усеченном виде.

Хочу напомнить, что еще в августе 2009 года на совещании «О мерах по снижению потребления алкоголя в России» Президент России Д.А. Медведев заявил, что «алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия» и поставил три основных задачи:

- установить новые меры регулирования производства и оборота пива и слабоалкогольных напитков;

- остановить рост потребления алкогольных напитков среди молодежи;

- активнее заниматься профилактикой алкоголизма и здорового образа жизни среди молодежи.

Таким образом, до настоящего времени ни одна из поставленных Президентом России Д.А. Медведевым задач в должной мере не выполнена.

На нетерпимость сложившейся ситуации неоднократно обращал внимание законодателей Президент Удмуртской Республики А.А. Волков.

Во многих регионах, таких как Татарстан, Башкирия, Ульяновская область, Якутия, Москва, идет активная работа по разработке и принятию серьезных, можно сказать радикальных, законодательных мер по ограничению доступа к табаку, пиву, алкоголю и упорядочению работы ночных клубов.

Эксперты и Общественные организации считают, что проблемы табакокурения, алкоголизма, наркомании имеют общую природу и должны рассматриваться комплексно.

В обществе сформировалось мнение, что в первую очередь думать надо об умеренно пьющих и особенно о подростках, молодежи, от состояния здоровья которых зависит не только экономическое положение страны, но и здоровье следующих поколений. Тех, кто готов пить стеклоочистители и другие технические спиртосодержащие жидкости спасти практически уже невозможно.

По мнению общественности, потребность здорового образа жизни формируется в семье, определяющим фактором в которой является качество жизни семьи. Однако, в настоящее время каждый восьмой россиянин живет ниже черты бедности.

Именно в семье формируется у детей, подростков и молодежи потребность в здоровом, физически активном образе жизни, которая является альтернативой пиву, сигаретам, беспризорничеству и наркотикам.

При этом необходимо во дворе или в так называемой «шаговой доступности», иметь возможность получить в раннем детстве первые спортивные навыки с родителями и друзьями, что также открывает путь в большой спорт.

Дворовый и школьный спорт это сектор, где должны сходиться интересы, по крайней мере, трех государственных ведомств - образования, молодежной политики и спорта, а также органов местного самоуправления.

Организация дворовых спортивных площадок, а также приведение в нормативное состояние пришкольных стадионов и организация на них спортивной работы, в том числе значительно улучшат условия летнего отдыха детей, не охваченных организационными формами летнего отдыха, и отдыха детей в так называемых «малозатратных» формах организации отдыха.

Это, безусловно, будет способствовать сохранению и улучшению показателей здоровья детей.

Однако, официальные предложения Общественной палаты и по этой проблеме практически не реализованы.

В своей авторской статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин так же ставит задачу по «обеспечению для граждан возможности бесплатного занятия спортом по месту жительства», а также в свою очередь «повышения ответственности каждого гражданина за состояние своего здоровья».

Ставится также задача «кардинального повышения эффективности социальных расходов».

Для изменения сложившейся ситуации, реализации задач, поставленных Президентом Д.А. Медведевым, а так же в целях оптимизации социальных расходов Общественная палата предлагает:

- разработать и принять комплексную республиканскую программу первоочередных мер государственной политики по формированию здорового образа жизни, объединив в ней наряду с развитием физкультуры и спорта мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма и употребления наркотиков и установить комплексные показатели;

- увеличить пороговый возраст на право приобретения алкогольной продукции всех видов, включая пиво, во всех предприятиях торговли и общественного питания до 21 года;

- ввести на территории Удмуртской Республики запрет на продажу в розничной торговле всех видов алкогольной продукции с содержанием в них этилового спирта более 1,5% (по определению Всемирной Организации Здравоохранения) с 20 часов до 10 часов следующего дня;

- инициировать законодательное ограничение (вплоть до полного запрета) любой рекламы товаров категорий «спиртные напитки», «энергетические напитки»;

- организовать действенную социальную антитабачную, антиалкогольную и антинаркотическую социальную рекламу на улицах городов и населенных пунктов, на радио и телевидении;

- активизировать антиалкогольную просветительскую деятельность общественных организаций и волонтерских отрядов за счет выделения специальных (целевых) грантов Президента и Правительства Удмуртской Республики.

Общественная палата считает, что экономить и откладывать на потом решение проблемы организации эффективной работы по формированию здорового образа жизни нельзя, так как речь идет о физическом здоровье нации.

Благодарю за внимание.

http://op.udmurt.ru/