А Вам это знакомо? Самые злободневные проблемы граждан в области ЖКХ

Наш эксперт Александр Балтин- о  самых частых вопросах граждан и путях их решения.

Завышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Большинство управляющих компаний и ТСЖ завышают размеры платы за жилищно-коммунальные услуги, не производят необходимых корректировок платы, начисляют лишние платежи, которые уже входят в другие строки платёжки.  Вот как они это делают:


1. Использование уже недействующего норматива на услуги отопление. Норматив 0,021 Гкал/кв.м. в месяц был отменён с 2010 года. Таким образом, размер завышенного тарифа в платёжке составляет:
2010 год  - 20,33 руб/кв.м. в месяц
2011 год – 23,38 руб/кв.м. в месяц.
Норматив на отопление применяется только в том случае, если в доме нет общедомового счетчика тепла.
В соответствии с законом общедомового счетчика, тариф на отопление должен быть следующий:
Для домов до 1999 года постройки:
2010 год – 15,49 рублей
2011 год – 17,82 рублей.
Для домов после 1999 года постройки:
2010 год – 7,75 рублей
2011 год – 8,9 рублей
Некоторые управляющие компании активно настаивают на использовании именно этого норматива при исчислении размера платы за отопление. Это незаконно.

2. Применение норматива на отопление, если в доме уже действует общедомовой счётчик тепла более года. Как правило, норматив на отопление выше на 10-40% чем действительное потребление домом теплоэнергии, поскольку норматив на отопление утверждался  для условий минимальных температур, действующих продолжительное время. Например, управляющая компания использует тариф на отопление по нормативу: 17,82 руб. (на 2011-2012г), в то время как в соответствии с показаниями общедомового счётчика он должен быть 10,5 рублей. Таким образом, двухкомнатная квартира за 2011 год переплачивает только за отопление более 4 000 рублей!

3. В соответствии с Жилищным Кодексом РФ, если жители не приняли на собрании тариф на содержание и ремонт жилья, то применяется тариф, утверждённый Администрацией города Ижевска (14,42 руб./кв.м./мес. – для домов с лифтами и мусоропроводами). В этот тариф входят все услуги по управлению домом, плата за текущий ремонт (за исключением обслуживания ИТП, узлов учёта тепловой энергии). Дополнительно предъявлять плату за услуги по управлению, например, в размере 5% от стоимости всех услуг ЖКХ, охрану, обслуживание газового оборудования, иные доначисления – незаконно! Дела о таких правонарушениях рассматривает Роспотребнадзор, но зачастую обращение в административные  органы бывает неэффективным, самый надёжный способ защитить свои интересы – обращение в суд.

Некачественное обслуживание управляющих компаний

Способы заставить управляющую компанию выполнять  свои обязательства:
1.    Создать активный и дееспособный совет дома.
2.    Писать жалобы на управляющую компанию в контролирующие органы: Администрацию города Ижевска, Прокуратуру, Роспотребнадзор, Государственную жилищную инспекцию, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики.
3.    Вести активную судебную практику с управляющей компанией.

Отказ управляющих компаний предоставить необходимые сведения собственникам жилья

В силу Постановления Правительства РФ №731 о стандартах раскрытия информации, управляющая компания в 20-дневный срок обязана предоставить практически любую информацию, касающуюся её деятельности. В конце прошлого года в Кодекс об Административных Правонарушениях РФ были внесены изменения, увеличивающие штрафы за непредоставление информации. Для директоров УК– до 50 000 рублей, для организаций - до 300 000 рублей  за каждый случай нарушения. Для того, чтобы заставить УК выполнять свои обязательство по раскрытию информации, необходимо отправить  письмо- запрос и, если после 20 дней вы не получите ответа, либо ответ вас не устроит, смело обращайтесь в Государственную жилищную инспекцию, Прокуратуру с просьбой устранить нарушение и привлечь организацию к ответственности. Немалая финансовая ответственность станет хорошим стимулом для выполнения своих обязательств по раскрытию необходимой информации.

Рейдерские захваты домов управляющими компаниями, либо ситуация, когда жители проголосовали и выбрали новую УК, а старая – не желает «отдавать» дом

В таких случаях нередко обе – и прежняя, и новая компания выставляют платёжки за жилищно-коммунальные услуги и жители не знают, в какую компанию платить. Судебная практика по таким делам неоднозначна. Чтобы максимально обезопасить себя от рисков уплаты «не той управляющей компании», необходимо письменно уведомить о приостановке платежей обе компании, но ежемесячно откладывать необходимые суммы до тех пор, пока ситуация не разрешиться либо в судебном, либо в добровольном порядке.
Если собственник не приемлет такого варианта, то рекомендую выяснить, кто в действительности управляет домом, то есть с какой УК у поставщиков ресурсов заключены договоры (по водо-, тепло-, энергоснабжению, обслуживанию лифтов, вывозу ТБО и т.д.),  и платить этой УК. В данном случае судебная практика в ряде случаев на стороне компаний, реально осуществляющих управление домами.