Кто несет ответственность за эффективность ЖКХ?

Кто, наконец, должен нести ответственность за эффективность использования жилищно-коммунальных услуг? Необходима ли модернизация коммунальной структуры? И что для этого надо сделать с вашей точки зрения?

Совместная ответственность населения и государства эффективности использования и предоставления ЖКУ.

Финансовую ответственность за низкую эффективность предоставления ЖКУ должны поделить население и государство. Государство и органы местного самоуправления должны отвечать за эффективность коммунальных систем вплоть до жилого дома. Жильцы же (или нанятые ими компании) должны нести ответственность за эффективность использования коммунальных ресурсов в жилых домах.

Население должно оплачивать коммунальные услуги в соответствии с муниципальными стандартами эффективности, а не с фактическими уровнями бесхозяйственности. Нельзя перекладывать на потребителя оплату сверхнормативных потерь топлива, энергии и воды при их производстве, транспортировке и распределении. Потребитель, даже организованный, не может воздействовать на повышение эффективности использования ресурсов в системах производства и транспортировки. Это зона ответственности муниципалитета. Но потребитель должен отвечать за уровень эффективности использования ресурсов в жилом доме. Это будет стимулировать его к самоорганизации и привлечению на конкурсной основе структур, которые будут заниматься эксплуатацией инженерных систем зданий.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

Тем не менее, конечные цели реформы - обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда - на сегодняшний день не достигнуты.

Фонд содействия реформированию ЖКХ действует до 1 января 2013 года,после чего он будет ликвидирован. Всего в программах Фонда участвует 81 регион.

По программе капремонта до 2013 года должно быть отремонтировано порядка 130-140 тыс. домов. Это примерно 12-15% от числа домов, нуждающихся в капитальном ремонте. Поэтому необходимо создать механизм, который позволил бы продолжать программу капремонта после прекращения деятельности Фонда.

Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни граждан и повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства». Такое решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться положительного эффекта, выраженного в развитии и модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании институциональной среды жилищно-коммунального хозяйства.