ТСЖ. Плюсы и минусы

ТСЖ. Плюсы и минусыВ средствах массовой информации мелькают сообщения о необходимости создания товарищества собственников жилья(ТСЖ). Будет ТСЖ ,будет федеральная программа, выделят финансы на ремонт домов и т.д.

Но кто объяснил народу что такое ТСЖ? Ведь у медали две стороны. Есть плюсы и минусы. Рассмотрим ТСЖ в соответствии с действующим законодательством.

Жилищный кодекс обязал собственников помещений выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ)

  1. непосредственное управление. Каждый собственник заключает отдельный договор на коммунальные и жилищные услуги и сам за них расплачивается;
  2. самоуправление. Создается юридическое лицо (например, ТСЖ), выступающее от имени всех собственников через избранное правление
  3. управляющая организация

Под управлением законодатель понимает обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (п. 1 ст. 161 ЖК РФ

Определиться с выбором собственникам полагалось до 1 января 2007 года (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ").

Если же собственники жилья не выберут или выберут, но не реализуют свой вариант в установленный срок, то органы местного самоуправления проведут открытый конкурс по выбору управляющих организаций. Причем проведение таких конкурсов завершено 1 мая 2008 года.

Вернемся к вопросу о ТСЖ. Товариществом собственников жилья (ТСЖ) признается некоммерческая организация, представляющая собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, организации его обслуживания, владения, пользования, эксплуатации и в установленных законодательством пределах распоряжения этим имуществом (п. 1 ст. 135 ЖК РФ), отметим, что деятельность ТСЖ регулируется Жилищным кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ членами товарищества могут быть собственники помещений в доме, а каких именно, не уточняется. Получается что, собственники нежилых помещений тоже могут войти в ТСЖ.

Еще один момент. Членами ТСЖ могут быть не только физические лица, но и организации, если им принадлежат нежилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме.

Цель создания ТСЖ - управление общим имуществом. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежат помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме:

  • лифты, лифтовые и другие шахты;
  • коридоры, лестницы, лестничные площадки;
  • технические этажи, чердаки, подвалы, крыши;
  • ограждающие несущие и ненесущие конструкции;
  • механическое, электрическое, санитарно-техническое и прочее оборудование здания;
  • земельный участок, на котором оно расположено, с элементами озеленения и благоустройства и т.п.

Обратите внимание: сам дом не находится в собственности ТСЖ и не является его основным средством.

Вначале разберемся, зачем вообще собственникам квартир создавать ТСЖ? Почему эта форма объединения, предусмотренная Жилищным кодексом для совместного управления домом или группой домов, считается максимально удобной?

Во-первых, самоуправление способствует лучшей оперативности, так как каждый участник товарищества заинтересован в быстром разрешении возникающих проблем.

Во-вторых, появляются рабочие места для жильцов, имеющих склонность к общественной работе или желающих иметь подработку недалеко от дома. В-третьих, внутри ТСЖ может сформироваться небольшой, но стабильный бизнес, например по оказанию разного рода услуг в своем районе (в рамках устава). В-четвертых, ТСЖ владеет жилым домом полностью - от фундамента до крыши, а при некоторых условиях и прилегающими территориями Совместными усилиями скорее удастся не только улучшить благоустройство своего дома, но еще и двора, а также защитить его от покушений любителей точечной застройки. И в-пятых, если ТСЖ не готово работать самостоятельно, можно найти управляющую компанию, которой бы оно доверяло. Консолидированному заказчику, каковым является ТСЖ, это сделать намного проще, чем каждому собственнику квартир.

Управляющей компанией может быть как организация, так и индивидуальный предприниматель.

Обратите внимание: при создании ТСЖ плата жильцов за коммунальные услуги не вырастет. Дело в том, что тарифы на коммунальные услуги устанавливаются региональными и местными властями и не могут быть изменены. Добавим к этому еще один момент: создав ТСЖ, собственники помещений смогут четко отслеживать, на что тратятся их деньги, и решать, как поступить с общим имуществом. А обращения ТСЖ выглядят куда весомей и для властных, и для бюрократических структур. При грамотном подходе можно справиться со многими проблемами, например добиться дотаций на содержание или ремонт дома.

К сожалению, существуют некоторые факты, которые говорят не в пользу ТСЖ. Можно назвать следующие.

  1. Будучи таким же юридическим лицом, ТСЖ не застраховано от банкротства, которое может наступить вследствие нерационального использования ресурсов, непрофессионального управления или по другим причинам.
  2. Не исключен риск заключения договора с недобросовестной управляющей компанией, которая может оказаться банкротом. И скорее всего жильцам придется самим возмещать долги водоканалу, энергоснабжающей и прочим обслуживающим организациям. А самое возмутительное, что муниципальные чиновники, предложившие собственникам жилья подобных кандидатов, не будут нести за это никакой ответственности. Вывод напрашивается сам собой: законодательная и исполнительная власть должна разработать и утвердить жесткие, понятные, подробные требования к деятельности управляющих компаний, чтобы перекрыть недобросовестным организациям доступ на рынок жилищных услуг.
  3. К серьезной общероссийской акции по выбору управляющих домами прежде всего оказалась не готова сама власть. Нет ответа даже на простой вопрос: что же конкретно муниципалитеты должны передать в управление ТСЖ или частной компании? Какой имущественный комплекс? Земля под домами, как правило, нигде еще не оформлена в долевую собственность жильцов, перечень общего имущества (подвалы, чердаки, лестницы, инженерное оборудование) не утвержден. Более того, во многих местах муниципалитеты изъяли в городскую собственность нежилые помещения, входящие в состав общего имущества домов, а вернуть их можно только по суду.
  4. По-прежнему не решен вопрос, где брать средства, необходимые для проведения капитального ремонта, а в нем нуждается примерно 60% нашего жилищного фонда. Создав ТСЖ в старых домах, люди останутся один на один с проблемой.. Закон гласит: средства на капитальный ремонт домов ТСЖ могут быть выделены местными властями (подп. 2 п. 1 ст. 165 ЖК РФ). Из данной формулировки следует, что средства в принципе могут быть и не выделены. Поэтому для ТСЖ необходимо, чтобы были официально зафиксированы обязательства государства по невыполненному капремонту и определен порядок компенсации затрат собственникам. Например, есть предложение оформить задолженность государства как его внутренний долг с четкой процедурой погашения.
    Создание ТСЖ, как и любое дело, требует последовательности. Сначала нужно определиться с активом, а в будущем - с правлением и его председателем. В каждом доме есть неравнодушные люди, которые составят инициативную группу, а затем - костяк правления.

Но вот актив есть, и можно приступать к агитационной части - проводить обсуждения с жильцами и готовиться к общему собранию. Здесь важно заинтересовать каждого собственника в создании ТСЖ, ведь от этого будет во многом зависеть, как сложится жизнь дома. Правда, председателю надо быть готовым к тому, что побудить людей к принятию решений бывает очень сложно. На это потребуется время. И главное здесь - убедить, что с большинством проблем можно справиться только сообща. После того как предварительный этап закончен, пора созывать общее собрание.

О порядке проведения общего собрания говорится в статье 146 Жилищного кодекса

По закону ТСЖ как некоммерческая организация может быть создано с согласия более 50% собственников. Остальные обязаны подчиниться большинству. Причем ТСЖ можно создать даже в том случае, если в доме есть государственные или муниципальные квартиры.

Кроме решения о создании ТСЖ общее собрание должно простым большинством голосов принять устав и избрать правление (п. 2 ст. 135 и п. 2 ст. 147 ЖК РФ).

Обратите внимание: в правление могут входить только члены ТСЖ (п. 2 ст. 147 ЖК РФ).

Члены правления уже отдельно выберут из своего состава председателя (п. 3 ст. 147 ЖК РФ). Заметим, что с выбором председателя есть определенные сложности, ведь он должен не только профессионально подходить к возникающим проблемам, но и быть коммуникабельным, авторитетным человеком, настоящим хозяином с крепкими навыками руководителя, готовым жертвовать личным свободным временем. Также в ТСЖ необходимо создать контролирующий орган - ревизионную комиссию или ревизора (ст. 150 ЖК РФ).

Идеально, если председатель еще и разбирается в вопросах законодательства

Товарищество собственников является юридическим лицом, а значит, его надо зарегистрировать, изготовить печать, открыть расчетный счет в банке и т.п.
Регистрируются ТСЖ в территориальном управлении Федеральной регистрационной службы Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Росрегистрация подведомственна Минюсту России

Документы для государственной регистрации ТСЖ нужно представить в территориальный орган Росрегистрации в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании такой организации (п. 4 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ, далее - Закон N 7-ФЗ). Перечень необходимых документов приведен в пункте 5 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ. Срок рассмотрения документов в Росрегистрации - 14 рабочих дней. Если территориальный орган Росрегистрации примет решение о государственной регистрации некоммерческой организации, то сведения и документы будут направлены им в налоговую инспекцию для внесения сведений в ЕГРЮЛ. Через пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов налоговая инспекция должна внести в ЕГРЮЛ соответствующую запись и сообщить об этом в территориальный орган Росрегистрации. После того как информация о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ будет получена, в течение трех рабочих дней территориальный орган Росрегистрации выдаст заявителю свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. Данная процедура требует определенных финансовых затрат.

Скажем несколько слов и о членстве в ТСЖ. Вступление в товарищество и выход из него происходят на основании письменного заявления (ст. 143 ЖК РФ). С момента прекращения у жильца права собственности на помещение (например, при продаже квартиры) он перестает быть и членом ТСЖ. Новый владелец может вступить в товарищество также по письменному заявлению.

ТСЖ может само заключать договоры на обслуживание дома, вывоз мусора, уборку придомовой территории и другие работы и услуги. Собственники квартир и нежилых помещений, в том числе и не являющиеся членами товарищества, должны перечислять ему деньги за коммунальные услуги, воду, тепло и пр. А уже ТСЖ со своего расчетного счета расплачивается со специализированными организациями.

В договорных отношениях как с собственниками жилых помещений, так и с поставщиками коммунальных услуг ТСЖ выступает лишь на условиях представительства (ст. 182 ГК РФ).

Как мы уже сказали выше, обслуживание дома можно поручить управляющей компании, и тогда жильцы будут платить либо напрямую ей, либо товариществу.

Не стоит упускать из виду и тот факт, что ТСЖ хотя и является некоммерческой организацией, может самостоятельно зарабатывать деньги. Для достижения целей, предусмотренных уставом, закон разрешает ТСЖ заниматься хозяйственной деятельностью. Правда, перечень такой деятельности невелик, он ограничен тремя видами (п. 2 ст. 152 ЖК РФ). Это:

  1. обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
  2. строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
  3. сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

Так, например, некоторые ТСЖ сдают в аренду крышу для установки спутниковых антенн, размещают рекламу на стенах дома и т.п. В результате у них появляется новая доходная статья, благодаря которой удается сократить коммунальные расходы или улучшить бытовые условия.

Теперь несколько советов, которые могут пригодиться при создании ТСЖ:

  1. формирование четкого бюджета на основе определенных тарифов (ставок, расценок) - одна из самых важных задач товарищества, поэтому в его уставе предусмотрите ограничения оплачиваемой стоимости услуг ЖКХ. Допустим, плата за услуги устанавливается в размере не выше рекомендованной для муниципального жилья данного уровня;
  2. сделайте все возможное и постарайтесь получить дотацию на содержание и капремонт здания (речь идет о старых домах);
  3. сохраните все льготы для жителей - компенсацию можно будет получить в соответствующих ведомствах;
  4. продумайте, есть ли резервы для сбережения энергии, тепла, воды и разработайте меры по усовершенствованию внутридомовых инженерных систем;
  5. наладьте контакт с участковым, ОВД, паспортным столом, БТИ, СЭС, и тогда можно будет помогать жильцам в их текущих делах и проблемах;
  6. проверьте договоры на поставку тепла, воды, газа и электроэнергии и, найдя наиболее выгодные варианты, скорректируйте их;
  7. оцените, в чем нуждаются жители, и организуйте услуги либо своими силами, либо привлеките сторонних мастеров.

Заниматься техническим обслуживанием и эксплуатацией жилого здания может штатный персонал ТСЖ или специализированная организация. Председатель правления заключает либо трудовые или гражданско-правовые договоры с физическими лицами, либо договор с юридическим лицом на обслуживание или управление домом.

Никакого опыта сотрудничества с управляющими компаниями еще не накоплено, да и само оно представляется пока довольно рискованным. Тем большего внимания требует договор, который в случае заключения станет самым главным после устава документом. Он составляется только в письменной форме (п. 1 ст. 162 ЖК РФ) и обязательно включает адрес дома, состав общего имущества, перечень работ по его содержанию и ремонту, порядок изменения такого перечня, перечень предоставляемых коммунальных услуг, правила расчета цены договора, стоимости содержания, ремонта жилого помещения и коммунальных услуг, порядок уплаты, а также меры контроля за выполнением управляющей организацией своих обязательств.

Минимальный срок, на который может быть заключен договор управления многоквартирным домом, - год, максимальный - пять лет (п. 5 ст. 162 ЖК РФ). Если по окончании срока ни одна из сторон не заявит о прекращении договора, он считается продленным на прежних условиях (п. 6 ст. 162 ЖК РФ).

Говоря об управлении многоквартирным домом, следует рассказать еще вот о какой проблеме. Зачастую местные власти заставляют собственников выбирать в управляющие компании, или частные коммерческие организации, сформированные при содействии самих же чиновников. Поэтому правлению ТСЖ важно сделать осознанный выбор и либо взять управление домом на себя, либо заключить договор именно с той компанией, которой они отдадут предпочтение.

Чтобы снизить вероятность негативных последствий, наступающих из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, нужно предусмотреть условие об обеспечении сторонами их обязательств. Глава 23 ГК РФ предлагает использовать неустойку (штраф, пени), поручительство, задаток, залог, банковскую гарантию и даже удержание имущества должника. Поручительство, залог, задаток как способы воздействия на управляющую компанию вряд ли подходят. А вот какие-либо штрафные санкции за несвоевременное или некачественное оказание услуг предусмотреть договором, заключаемым между ТСЖ и управляющей организацией, вполне возможно.

Все организации обязаны вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций. Это также касается и некоммерческих организаций, в частности товариществ собственников жилья.

Ответственность за организацию учета в ТСЖ возложена на руководителя - председателя товарищества. Он вправе вести учет лично либо ввести в штат должность бухгалтера.

Вся работа ТСЖ должна быть основана на главном финансовом документе - смете доходов и расходов на год. Обязанность ТСЖ как некоммерческой организации иметь смету установлена в п. 1 ст. 3 Закона об НКО.

В ней отражаются необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные законом и уставом товарищества цели (пп. 2 п. 1 ст. 137 ЖК РФ). Именно на основе сметы устанавливаются размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Смета разрабатывается правлением ТСЖ, это его прямая обязанность (п. 3 ст. 148 ЖК РФ). Общее собрание утверждает смету как годовой план финансовой деятельности. Установление размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ, образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования, также относится к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ (п. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Заметим, что смета не является статичным документом: п. 3 ст. 29 Закона об НКО предполагает возможность внесения в нее изменений, которые должны быть утверждены решением общего собрания членов ТСЖ.

Затратная часть сметы определяется теми направлениями расходования, которые запланированы на соответствующий год. Основную часть из них формируют расходы на:

  • управление многоквартирным домом (в частности, заработная плата членов правления ТСЖ, "зарплатные" налоги, канцелярские расходы, услуги связи, информационные и юридические услуги, оплата госпошлин, вознаграждение банка за прием платежей жильцов, банковское обслуживание счета и т.д.);
  • содержание и ремонт общего имущества (обслуживание лифта, страхование общего имущества, уборка лестничных площадок и маршей, уборка придомового участка, работы по озеленению, охрана общего имущества, устройств автоматизированной противопожарной защиты, дератизация и дезинфекция, очистка мусоропровода, вывоз ТБО, аварийно-диспетчерское обслуживание, покраска фасада, косметический ремонт подъездов, ремонт электрооборудования, подготовка оборудования к сезонной эксплуатации, утепление оконных проемов в подъездах и др.);
  • капитальный ремонт общего имущества (ремонт подвала, кровли, утепление фасада, укрепление фундамента, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, замена лифтового оборудования и др.).

Также сметой могут быть предусмотрены иные направления расходования, например, на благоустройство придомового участка (устройство асфальтобетонного покрытия, разбивку клумб, установку детской площадки). Целесообразно предусмотреть резервный фонд для покрытия непредвиденных расходов (например, на устранение аварий, приобретение имущества взамен похищенного).

Расходную часть следует максимально детализировать: так легче отслеживать целевую направленность использования средств ТСЖ. Структура сметы также будет влиять на организацию бухгалтерского учета. Например, к счетам учета затрат целесообразно ввести "аналитику" по статьям, отраженным в смете. Таким образом, в любой момент по оборотам соответствующих счетов бухучета можно отследить выполнение сметы.

Кроме названных видов расходов в смету также необходимо включить расходы по оплате коммунальных ресурсов ресурсоснабжающим организациям. В эту группу войдут холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление. Необходимость отражения расходов по коммунальным услугам в смете вызвана тем, что действующее законодательство предполагает, что именно ТСЖ заключает договоры на поставку коммунальных ресурсов и именно у товарищества возникают обязательства по этим договорам. Например, абонентом по договору водоснабжения и водоотведения должно быть ТСЖ, а не собственники помещений. Об этом говорится в п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, и это подтверждается Постановлением ФАС УО от 23.07.2007 N Ф09-5663/07. Кроме того, в Постановлении ФАС ЗСО от 21.06.2007 N Ф04-3898/2007(35362-А46-10) указано, что собственники помещений не вправе напрямую заключить договор с ресурсоснабжающей организацией, если ими создано товарищество собственников жилья. Об этом упоминается и в Письме Минрегиона РФ от 20.03.2007 N 4989-СК/07 (в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг).

Если причиной просрочки оплаты по договору между ТСЖ и организацией коммунального комплекса стали неплатежи собственников помещений, это не является признаком невиновности ТСЖ в неисполнении обязанности по оплате оказанных коммунальных услуг. Взыскивать задолженность в такой ситуации следует именно с ТСЖ (Постановление ФАС ЗСО от 07.08.2007 N Ф04-5067/2007(36666-А27-30)). Дело в том, что ТСЖ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, члены ТСЖ не отвечают по его обязательствам (п. 6 ст. 135 ЖК РФ).

Освободиться от гражданско-правовой ответственности за просрочку оплаты по договору с ресурсоснабжающей организацией ТСЖ-абоненту не удастся, даже если функции по начислению и сбору платежей населения переданы по договору третьему лицу (Постановление ФАС УО от 17.04.2007 N Ф09-1849/07-С5).

Согласно п. 2 ст. 151 ЖК РФ средства ТСЖ состоят из:

  • обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;
  • доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества;
  • субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;
  • прочих поступлений.

К прочим поступлениям можно отнести спонсорские, благотворительные вклады, доходы по депозитам, ценным бумагам, а также пени по просроченным платежам в пользу ТСЖ.

Под обязательными платежами в п. 5 ст. 155 ЖК РФ понимаются платежи, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг. Кроме оплаты коммунальных услуг, порядок расчета которой известен из нормативных актов, все остальные платежи (связанные с содержанием общего имущества) пропорциональны площади помещений в многоквартирном доме. Поэтому площадь помещения каждого собственника и суммарная площадь помещений в доме - ключевые показатели, необходимые для определения размера обязательных платежей и взносов.

Для формирования специальных фондов, например резервного, необходимо принять решение о сборе целевых взносов. поступлений.

Важно помнить, что ТСЖ, как и любая некоммерческая организация, вправе осуществлять хозяйственную (предпринимательскую деятельность), только если это служит достижению целей, предусмотренных уставом (п. 1 ст. 152 ЖК РФ, п. 2 ст. 24 Закона об НКО). Соответственно, доходы от такой деятельности направляются на достижение этих целей, например, для оплаты общих расходов или в специальные фонды (п. 3 ст. 152 ЖК РФ). Определение направлений использования средств относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ (пп. 7 п. 2 ст. 145 ЖК РФ).

По окончании года исполнение сметы должно быть проверено ревизионной комиссией (ст. 150 ЖК РФ), а отчет о выполнении такого плана - утвержден общим собранием членов ТСЖ (пп. 8 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). Именно эти процедуры позволяют выявить нецелевое использование средств, что имеет определенные налоговые последствия. Заметим, что правление вправе распоряжаться средствами ТСЖ, находящимися на счете в банке, только в соответствии с финансовым планом товарищества (п. 4 ст. 151 ЖК РФ).

Вообще отслеживать исполнение сметы рекомендовано ежемесячно: во-первых, расчетный период обычно составляет месяц (заработная плата, отчисления с нее, обязательные платежи членов ТСЖ, коммунальные ресурсы), во-вторых, такой период оптимален для контроля за расходом материальных ресурсов, в-третьих, месяц - это отчетный период в бухгалтерском учете. Ежемесячный мониторинг позволит скорректировать текущие расходы и не допустить перерасхода по смете в конце года.

Если по итогам года будет выявлена экономия, то при должном анализе ее причин она может послужить основанием для поощрения членов правления путем выдачи им денежных премий. Кроме того, необходимо заранее позаботиться о регламентации расходования экономии по смете. Важность закрепления подобного положения в уставе (например, 20% экономии бюджета направляется на выплату премии работникам, 80% - в резерв на капитальный ремонт) обусловлена вероятными негативными налоговыми последствиями: если не предусмотреть направление расходования средств, их нельзя будет израсходовать по целевому назначению, следовательно, они формируют налогооблагаемый доход ТСЖ. Другой вариант - организовать внеочередное общее собрание членов ТСЖ и определить цели расходования экономии в его решении.

К сведению: в Письме от 26.06.2007 N 03-03-06/4/75 Минфин сообщил некоммерческой организации, что включение в налоговую базу по налогу на прибыль организаций денежных средств в виде членских взносов учредителей некоммерческой организации, оставшихся неизрасходованными в текущем году и включаемых в смету доходов и расходов данной организации следующего года, Кодексом не предусмотрено.

Перерасход сметы в любом случае будет покрыт за счет целевых взносов членов ТСЖ (либо виновных лиц, если такие будут выявлены), поскольку иных источников поступления денежных средств ТСЖ, по сути, не имеет.

При организации бухучета ТСЖ следует руководствоваться в первую очередь Законом о бухгалтерском учете, положениями по бухгалтерскому учету. Нельзя пренебрегать требованием п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете о необходимости утверждения учетной политики. Причем к ее составлению следует подойти серьезно, так как этот документ может стать подспорьем в работе бухгалтера и инструментом в отстаивании своих интересов перед контролирующими органами.

В качестве приложения к учетной политике в первую очередь необходимо утвердить рабочий план счетов. Помимо рабочего плана счетов, учетной политикой должны быть предусмотрены формы первичных документов, не содержащиеся в альбомах унифицированных форм (например, платежный документ, на основании которого собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги). Унифицированные формы первичных документов ТСЖ применяет, как и все организации.

В полной мере на ТСЖ распространяется требование об установлении порядка проведения инвентаризации и ее обязательности в оговоренных законом случаях. При этом следует помнить важный момент: инвентаризационная комиссия вправе проверить наличие только принадлежащего ТСЖ имущества. Общее имущество собственников помещений подвергается не инвентаризации, а осмотрам (см. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Основные средства, принадлежащие ТСЖ на праве собственности, также учитываются в особом порядке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ ТСЖ может применять упрощенную систему налогообложения. Минфин России об этом напомнил в письме от 10.03.2006 N 03-11-04/2/58

Примерно в таком виде представляется создание и деятельность ТСЖ. Но, какие еще могут появиться трудности предвидеть сложно. И решение принимать только Вам, уважаемые собственники жилых помещений.

  1. Гражданский кодекс
  2. Жилищный кодекс
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  4. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ
  5. Судебная практика
  6. Постановления правительства РФ.
  7. Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утв. Приказом Госстроя РФ от 14.07.1997 N 17-45, одобрены Письмом Минфина РФ от 14.04.1997 N 16-00-16-74


[readon1 url="http://www.tsj.ru/forum.asp?ForumID=4219&id=325424&act=view"]Источник: ТСЖ.РУ[/readon1]